Прокуратуры РБ:

Защита прав пассажиров, как потребителей услуг железнодорожного транспорта России

6 февраля 2013

С целью повышения правовой грамотности пассажиров железнодорожного транспорта Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту разработана памятка "Защита прав пассажиров, как потребителей услуг железнодорожного транспорта Росси» (письмо Роспотребнадзора от 23.10.2012 N 01-09/2503 "О направлении памятки").

Пассажир – это лицо, которое совершает поездку в поезде по действительному проездному документу - билету либо находится на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед поездкой или непосредственно после нее.

Пассажир имеет право:

провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте 5-7 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом.

Кроме того, пассажир может делать остановку в пути следования. При этом срок действия билета продлевается, но не более чем на 10 суток. Если гражданин заболел в пути и это подтверждено медицинскими документами, срок действия билета продлевается на время болезни. При наличии свободных мест пассажир может выехать поездом, следующим раньше того, на который приобретен билет. В таком случае ставится соответствующая отметка в железнодорожной кассе.

Пассажир также имеет право на возврат неиспользованного железнодорожного билета и уплаченной за него суммы в следующих размерах:

если билет сдан в кассу не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда пассажир имеет право получить обратно деньги в размере стоимости проезда, то есть стоимости билета и стоимости плацкарты;

если билет сдан в кассу менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда, в этом случае пассажир получит обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;

если пассажир сдает билет менее чем за 2 часа до отправления поезда, он вправе получить обратно только деньги в размере стоимости билета.

Проездной документ не принимается к возврату, если пассажир опоздал на поезд, сформированный в Российской Федерации более 12 часов, и на поезда формирования стран СНГ и Балтии более 3-х часов.

Для возврата причитающихся средств за неиспользованный билет необходимо предъявить документ, на основании которого он выдан. В других случаях переоформление поездки не производится.

В свою очередь, перевозчик обязан предоставить пользователям достоверную информацию об оказываемых им услугах, их стоимости, времени отправления и прибытия поездов, имуществе, запрещенном к перевозке, сроках продажи билетов и др.

Но, несмотря на эти права, каждый пассажир должен помнить о том, что в пути следования он обязан соблюдать правила пользования железнодорожным транспортом, а также не нарушать прав других пассажиров.

В случае нарушения Ваших прав при пользовании железнодорожным транспортом, пассажиры вправе обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. 

версия для печати