Прокуратуры РБ:

Незаконная рубка лесных насаждений

22 апреля 2013

Лесные ресурсы являются национальным достоянием России, и их нерациональное использование может угрожать экологической безопасности населения страны.

В Постановлении Пленум Верховного Суда РФ вынес Постановление №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», в котором уделено вниманию такому составу преступления, как незаконная рубка лесных насаждений.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, являются лесные насаждения, под которыми следует понимать деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (к примеру, в лесополосе, парке, аллее и т.д.), и не имеет правового значения, посадил кто-то эти лесные насаждения или они выросли самостоятельно.

При этом к ним не относятся лесные насаждения, произрастающие: на землях сельскохозяйственного назначения (кроме обеспечивающих защиту земель от внешнего неблагоприятного воздействия); на приусадебных земельных участках; на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества; в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных, иных культур; а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья.

Рубку или повреждение лесных насаждений, расположенных в указанных местах, при наличии достаточных оснований следует квалифицировать как кражу, то есть хищение или уничтожение (повреждение) чужого имущества.

Под рубкой лесных насаждений следует понимать отделение любым способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня и может выражаться в осуществлении таких действий без соответствующего разрешения, с превышением разрешенного объема или за пределами лесосеки, с нарушением предоставленных для вырубки сроков, а также путем вырубки тех деревьев, вырубать которые не разрешалось.

Пленум Верховного суда отметил, что качестве главного критерия разграничения незаконной рубки как преступления (ст. 260 УК РФ) и как административного правонарушения (ст. 8.28 КоАП РФ) является значительный размер ущерба, причиненный такими действиями, или степень повреждения лесных насаждений. Под значительным размером в данном случае понимается ущерб на сумму более 5 тыс. руб. А продолжение роста поврежденных лесных насаждений свидетельствует о совершении административного правонарушения. Нарушение арендаторами лесных участков технологии заготовки древесины должно быть квалифицировано по ст. 8.25 КоАП РФ.

Нарушение арендаторами лесных участков технологии заготовки древесины должно быть квалифицировано по ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов).

Специально отмечается, что наличие договора аренды лесного участка или разрешения на заготовку древесины само по себе не исключает преступности такого деяния. Преступлением, предусмотренным ст. 260 УК РФ, может быть признана рубка, совершенная, помимо всего прочего, при отсутствии необходимых документов, с нарушением предоставленных для вырубки сроков, а также путем вырубки тех деревьев, вырубать которые не разрешалось (п. 16 Постановления N 21). Иные примеры разновидностей объективной стороны этого преступления предусматривались в п. 11 Постановления N 14.

В п. 18 Постановления N 21 подчеркивается, что для совершения преступлений, предусмотренных в п. п. "а" и "в" ч. 2 ст. 260 УК РФ, не является существенным значительный размер незаконной вырубки.

Для квалификации незаконной рубки как совершенной в составе организованной группы (ч. 3 ст. 260 и ст. 33 УК РФ) необходимо установить наличие устойчивой группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (п. 19 Постановления N 21). Признак устойчивости в соответствии с позицией Пленума ВС РФ может быть определен в случае наличия в группе организатора (руководителя), распределения ролей в группе, длительности ее существования, совершения нескольких преступлений, длительной подготовки к каждому преступлению и при иных обстоятельствах.

Следует отметить, что последующее распоряжение древесиной, полученной в результате незаконной рубки, не требует дополнительной квалификации действий преступников в качестве хищения чужого имущества. Об этом прямо указано в п. 21 Постановления N 21.

В качестве главного критерия разграничения незаконной рубки как преступления (ст. 260 УК РФ) и как административного правонарушения (ст. 8.28 КоАП РФ) является значительный размер ущерба, причиненный такими действиями, или степень повреждения лесных насаждений (п. 22 Постановления N 21). Под значительным размером в данном случае понимается ущерб на сумму более 5 тыс. руб. А продолжение роста поврежденных лесных насаждений свидетельствует о совершении административного правонарушения. Согласно п. 22 Постановления N 21 нарушение арендаторами лесных участков технологии заготовки древесины должно быть квалифицировано по ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов).

версия для печати